Работа с этическими дилеммами/Working with ethical dilemmas
Еng version
Автор: prof. David Clutterbuck
Перевод: Елена Челокиди, РСС
Многие из проблем, с которыми сталкиваются коучи и менторы, можно классифицировать как этические дилеммы. Они возникают, когда человек либо чувствует, что его просят сделать что-то, что противоречит его моральным ценностям, либо когда у него возникает конфликт между его собственными двумя или более ценностями. Примером первого может служить случай, когда кого-то, работающего в фармацевтической компании, просят дать согласие на завышение цены для больницы. Примером последнего может служить конфликт между обязательствами врача по отношению к коллегам и обязательствами по заботе о пациентах.
Ключом к проработке таких вопросов является процесс из 6 шагов. Эти шаги:
- Сформулировать проблему
- Рассмотреть контекст
- Рассмотреть последствия
- Какие другие мнения / точки зрения могут иметь значение?
- Сбалансировать аргументы
- Финальная проверка
Сформулировать проблему
Этот жизненно важный шаг, потому что у человека может не быть времени обдумать проблему самостоятельно, или он может избегать этого, если конфликт слишком болезненный. Принято рационализировать конфликт в надежде, что дискомфорт исчезнет. Поэтому отправной точкой для клиента или подопечного часто является глубокое смущение. Они могут не понимать последствий своего поведения / решений. Неэтичное поведение может казаться нормой в их организации, и они могут чувствовать, что они «идут не в ногу».
Чтобы помочь понять и описать проблему, мы можем задать такие вопросы, как:
- На кого это влияет, как и почему?
- Какова природа конфликта интересов?
- Какие конкретно личные, организационные и / или общественные ценности вовлечены
- Какие конфликты вы чувствуете внутри себя? (Что заставляет вас чувствовать себя некомфортно?)
Рассмотреть контекст
Здесь мы пытаемся понять масштаб проблемы и среду, в которой это имеет место, используя такие вопросы, как:
- Кто вовлечен, прямо или косвенно?
- Это новая проблема или старая в новом обличье?
- Каковы ваши конкретные и общие обязанности?
- С кем уже консультировались?
- С кем необходимо посоветоваться?
- Существует ли соответствующий кодекс поведения или руководящие принципы?
- Каков здесь общий этический климат?
Рассмотреть последствия
Теперь мы можем начать исследовать, что произойдет или может произойти в результате следования тому или иному пути. Очень часто внимание человека сосредоточено на узкой картинке и коротких сроках. Расширяя их взгляд и заглядывая в более долгосрочную перспективу, мы начинаем создавать иной ракурс.
- Какие риски здесь возможны риски? (Безопасность, финансовые, репутационные и т.д.)
- Какие прецеденты может создать это решение?
- Каковы были бы последствия, если бы это было сделано в гораздо большем масштабе?
- Были бы последствия разными, если бы этого было разыграно публично или в частном порядке
- Какие другие варианты или ракурсы могут иметь значение?
Здесь мы расширяем перспективу еще больше, используя такие вопросы, как
- Признания чего, возможно, вы избегаете?
- Кто мог бы бросить серьезный вызов вашему мышлению?
- Как вы можете сделать так, чтобы другие люди, высказываясь, чувствовали себя более комфортно?
- Вы искренне разыскивали и слушали различные точки зрения?
Полезный подход здесь — изучение вопроса с точки зрения людей, на которых он влияет. “Ходьба в чужих ботинках » помогает нам оценить, что они могут чувствовать и что мы можем чувствовать на их месте.
Сбалансировать аргументы
К данному моменту проблема станет одновременно и более сложной (в том смысле, что есть намного больше информации для рассмотрения), и более простой — потому что варианты выбора, причем они могут быть наконец сбалансированы, стали намного яснее. Мы можем сделать выбор какой вариант правильный, чтобы поступить, через сравнение выборов как рационально, так и эмоционально. Мы понимаем, что ни одно решение не будет чисто правильным или неправильным, но что этическое решение-это решение, которое пытается достичь справедливого и гуманного баланса. Полезные вопросы включают в себя:
- Что бы беспристрастный советник посчитал справедливым?
- Какие приоритеты мы должны применять к конфликтующим целям и ценностям?
- Каковы «зоны этической приемлемости» и что лежит за их пределами?
Окончательная проверка
Этот последний шаг не менее важен, но его легко пропустить, потому что он требует дополнительного всплеска энергии и честности с самим собой в конце того, что, вероятно, было изнурительным и болезненным разговором. Мы можем задать следующие полезные вопросы:
- Какие предубеждения в принятии решений вы можете применять, не осознавая этого
- Насколько вы честны с самим собой? (Насколько чисты ваши мотивы?)
- Вы действительно считаете, что это правильно?
- Если бы мы уделили этому вопросу больше времени, пришли бы мы к другому выводу?
Реализация решения о наиболее этичном пути продвижения вперед создает свои собственные проблемы. Когда кто-то занимает этичную позицию, реакция других людей часто бывает очень негативной, потому что теперь их порядочность подвергается сомнению. Инстинктивными реакциями являются страх и негодование. Таким образом, коучу или ментору может также понадобиться помочь человеку разработать стратегию, помогающую другим людям преодолеть их инстинктивную враждебность и вступить в открытый, внимательный диалог.
Ключ к этому шагу — сосредоточиться на ценностях и на восприятии людьми своего идеального «я». Клиент или подопечный может взаимодействовать с коллегами или более старшими коллегами, прося их подтвердить ценности, которые они и организация поддерживают и в соответствии с которым пытаются жить. Помощь им в понимании, где организация может не соответствовать своим ценностям, с наименьшей вероятностью вызовет чувство личной угрозы. И обсуждение того, как они совместно могли бы более последовательно и более скурпулезно жить в соответствии с организационными и своими личными ценностями все еще относительно не опасно. Но с этого момента гораздо легче сосредоточиться на конкретных моделях поведения или политике, которые необходимо изменить.
Этот очень мягкий подход не всегда будет работать. Иногда «свистеть в свисток» — единственный выход. Так или иначе коуч или ментор может оказать большую поддержку в разработке тактических действий, подбадривая и репетируя сложные разговоры.