Теория множественности и командный коучинг / Multiplicity theory and team coaching
English vesion
Автор: prof David Clutterbuck
Перевод: Евгения Самсонова, АСС
Концепция того, что люди состоят не из одного единственного «я» или личности, а из множества разных «я», которые думают и ведут себя по-разному в ответ на различные стимулы, теперь хорошо укоренилась (Bern, 1964; Rowan, 1990, 1993). Бачкирова (2011) и Лоуренс (2018) исследовали значение теории множественности в контексте индивидуального коучинга. Тем не менее, у команд также есть личность, основанная на сочетании личностей участников (хотя иные факторы, такие как тип командной задачи и история повествования, которой придерживаются внешние люди, также могут способствовать ее коллективной личности).
Личность команды различными способами связана с продуктивностью. Ряд исследований изучал влияние пяти основных личностных факторов на командную эффективность. Нойман/ Neuman и др. (1999) обнаружили различие между средним уровнем характеристик среди членов команды, когда более высокий уровень осознанности, согласованности и открытости к опыту были положительно связаны с производительностью; и более высокими уровнями разнообразия в личностных характеристиках экстраверности и эмоциональной стабильности, что было также положительно связано с работой команды. Петерс/Peeters и др. (2006) обнаружили, что как повышение уровня осознанности и согласованности, так и разнообразие этих характеристик были связаны с более высокой эффективностью команды. Здесь надо быть внимательным — эти исследования измеряют совокупность отдельных личностных факторов — что может не иметь ничего общего с командной личностью.
Провокационный анализ Лоуренса определяет шесть важных вопросов для коучей в контексте множественности личностей. Цитируя его слова:
- Я или образ себя, который проявляется в пространстве коучинга, вряд ли будет представлять собой бесчисленное множество «я», которые действуют в контекстах вне пространства коучинга… поэтому слишком быстрый переход к желаемой цели для одной личности может разъедить с другими.
- Различные внешние условия для коучинга могут выявить личности, не проявленные в формальной коуч-сессии
- Инструменты, которые можно оценить с различных сторон, могут давать вводящие в заблуждение данные, так как респонденты часто видят предмет только в одном или нескольких контекстах. Коучам следует быть осторожными в интерпретации таких данных
- Личности, которые люди выражают в разных социальных ролях, могут находиться на разных уровнях социально-эмоционального и когнитивного развития. «Коробка», в которую мы помещаем кого-то в одном контексте, может оказаться неуместной в другом.
- То, как коуч реагирует на клиента, отражает его собственные множественные личности, поэтому важно, чтобы коуч осознавал это, а также то, как и когда он выражает себя.
- “Перспектива множественности может привести коуча к более постмодернистской перспективе, перспективе незнания». Это эквивалентно прогрессивному “отпусканию” модели зрелости коуча.
Если мы применим это к командам, то некоторые выводы включают в себя:
- Очевидное согласие относительно целей команды и желаемых результатов коучинга может скрывать широкий спектр мнений и эмоциональных реакций.
- Рекомендуемая хорошая практика в командном коучинге — это тренировка в парах (так вы наблюдаете больше в постранстве) и наблюдение за командой в «естественной» обстановке — например, на регулярных встречах команды. Можно привести аргумент в пользу наблюдения за командой в максимально возможном количестве случаев. Например, какие реакции есть в присутствии клиентов, поставщиков или более старших менеджеров?
- Для командных коучей свойственно использовать инструменты с многовариантной интерпретацией в качестве отправной точки для выявления проблем, над которыми команда может поработать для повышения своей производительности. Чтобы удостовериться, что возникает достаточно системная «мульти-личностная» точка зрения, эту информацию можно интегрировать с данными интервью, которые исследуют историю команды с разных точек зрения и в разных контекстах.
- Работа двух коучей в паре дает каждому из них пространство осознавать, каких “себя” они привносят в каждый момент времени, и вкладывать больше умственной энергии в то, как они выступают вместе. В конце концов, их команда из двух человек также имеет множество личностей!
- Помощь команде клиента в большей само-осознанности о том, как работают и взаимодействуют различные коллективные личности, предшествует способности команды стать лучше в само-коучинге.
Простой способ выявить некоторых из этих разных личностей в действии — изучить с командой то, что характеризует то, как они думают и ведут себя коллективно, когда дела идут хорошо и они чувствуют себя уверенно, по сравнению с тем, когда они чувствуют угрозу. Или что происходит, когда они чувствуют себя уверенными, по сравнению с тем, когда они чувствуют себя неуверенными. Когда контролируют ситуацию или плывут по течению? Как эти разные ситуации влияют на то, как они реагируют, например, на риск? Какова история этих различий и как это случилось? Признание и ценность различных повествований и личностных качеств, которые их сопровождают, могут помочь команде сделать более взвешенный, лучший выбор.